Надежды Германии на подписание нового грандиозного соглашения между Россией и Европой, заключающими друг друга в крепкие объятия на долгие годы, сильно пошатнулись перед важным саммитом ЕС-Россия
НТВ
Надежды Германии на подписание нового грандиозного соглашения между Россией и Европой, заключающими друг друга в крепкие объятия на долгие годы, сильно пошатнулись перед важным саммитом ЕС-Россия Меркель в этом году удостоилась всеобщих похвал за управление ЕС. Но ставки Германии на саммит в Самаре огромны, и это выглядит как провал Меркель
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Надежды Германии на подписание нового грандиозного соглашения между Россией и Европой, заключающими друг друга в крепкие объятия на долгие годы, сильно пошатнулись перед важным саммитом ЕС-Россия
НТВ
 
 
 
Меркель в этом году удостоилась всеобщих похвал за управление ЕС. Но ставки Германии на саммит в Самаре огромны, и это выглядит как провал Меркель
НТВ
 
 
 
Марков считает, что от проведения саммита отказываться было нельзя
Euronews

Внимание западных СМИ по-прежнему приковано к саммиту Россия-ЕС, проходящему сейчас в Самарской области. Германия, в настоящее время председательствующая в ЕС, готовила саммит как возможность заручиться согласием России по энергетической безопасности, правам человека и изменению климата. Но ухаживание Берлина за Москвой разбилось о растущее отчуждение между президентом Путиным и Западом в последние месяцы, пишут европейские и американские издания.

Так, британская The Guardian считает, что "восточноевропейские беды разрушат грандиозные мечты Меркель об альянсе ЕС с Россией".

Надежды Германии на подписание нового грандиозного соглашения между Россией и Европой, заключающими друг друга в крепкие объятия на долгие годы, сильно пошатнулись перед важным саммитом ЕС-Россия. Когда канцлер Германии Ангела Меркель прилетела вечером 17 мая в Самару на Волге, чтобы пообедать с президентом Владимиром Путиным и открыть сегодняшний саммит, было ясно, что встречей завладел длинный список разногласий, сконцентрированный на Восточной Европе и Балканах.

Германия, в настоящее время председательствующая в ЕС, готовила саммит как возможность заручиться согласием России по энергетической безопасности, правам человека и изменению климата. Но ухаживание Берлина за Москвой разбилось о растущее отчуждение между президентом Путиным и Западом в последние месяцы.

Напряженность в отношениях России с Западом, враждебное отношение к России со стороны новых восточноевропейских членов ЕС (и их подозрительное отношение к Берлину), агрессивное утверждение Владимиром Путиным вновь обретенной силы России в совокупности создали мрачную атмосферу.

Меркель в этом году удостоилась всеобщих похвал за управление ЕС. Но ставки Германии на саммит в Самаре огромны, и это выглядит как провал Меркель, указывает издание.

Новые члены ЕС - Польша и Литва - на этой неделе выступали за отмену саммита и критически отзывались о германских приготовлениях. По историческим причинам в Восточной Европе очень настороженно относятся к любым признакам того, что Германия договаривается с Россией через их головы.

Меркель сделала амбициозный новый пакт с Россией центром своего председательства в ЕС, подразумевая всеобъемлющее соглашение, призванное заменить 10-летний договор, срок которого истекает в этом году. Однако саммит может превратиться в выяснение отношений, заключает издание.

The Financial Times считает, что "Пытаясь умиротворить Россию, Европа лишь разожжет в ней агрессивность".

Несмотря на уверенность, что существенных результатов не будет, председатель ЕС Германия не отказалась от проведения в России запланированного саммита. Канцлер Ангела Меркель повторяет знакомый довод: возможно, Москва ведет себя плохо и некоторые из ее действий вызывают возражения, но альтернативы контактам нет. Поэтому даже бессодержательный саммит предпочтительнее, чем отказ от переговоров и возможная конфронтация.

Но этот довод основывается на ложных предпосылках. Европа не находится на грани новой холодной войны, а является объектом российской политики, имеющей целью подорвать самые основы стабильности в Центральной Европе. Пока Евросоюз не придет к единому мнению относительно того, как следует реагировать на этот вызов, встречи в верхах с Путиным могут только усугубить сегодняшнюю сложную ситуацию в области безопасности, считает газета.

Путин, публично заявивший, что кончина советской империи была "величайшей геополитической катастрофой" XX века, знает, что его шансы восстановить контроль над бывшими колониями Москвы равны нулю. Тем не менее, вся его политика призвана вынудить новых членов ЕС оставаться маргинальными игроками, чтобы вопросы безопасности континента по-прежнему решались без их участия - в неких высших сферах, до которых они не доросли, - и часто за их счет.

Теоретически опасливое отношение Москвы к центральноевропейским государствам можно понять. По отдельности ни одно из них не отличается особенной мощью или влиятельностью. Но всех их объединяет глубокое чувство обиды на бывшего колониального господина, и со временем они могут превратить Евросоюз в еще один антироссийский блок, неотличимый от НАТО - военного альянса, который до сих пор остается для России самым страшным пугалом.

Вместо того чтобы уважать ее, Россия продолжает относиться к Центральной Европе свысока. Одно время Москва мечтала наладить тесные отношения с крупными западными державами, чтобы страны Центральной Европы ничего не значили. Когда эта стратегия оказалась безуспешной, Кремль предпочел прямые меры. Теперь он ведет торговую войну с Польшей и нефтяную – с Литвой, а также перешел в дипломатическое наступление на Эстонию. Непочтительно отзываясь о центральноевропейцах как об экономических "паразитах", как однажды выразился Путин, Россия стремится построить новые нефте- и газопроводы в обход их территории, чтобы сделать этот регион еще более уязвимым с точки зрения экономического шантажа. Как сформулировал недавно Сергей Караганов, приближенный к Кремлю российский эксперт по вопросам безопасности, центральноевропейцев "вообще можно игнорировать. Они не независимы".

Давно пора поговорить с Путиным без обиняков. Тянуть больше нельзя. На сегодняшней встрече с ним Меркель должна четко разъяснить, что попытки России запугать и разобщить государства Центральной Европы не имеют шансов на успех и, если таковые будут продолжаться, Москве придется расплачиваться за свое поведение. Самый прямой способ это сделать - публично заявить, что все будущие саммиты или договоры с Москвой откладываются, пока не будет разрешена длинная череда самых заметных конфликтов, пишет газета.

Что касается государств Центральной Европы, то их, по мнению FT, нужно уговорить не провоцировать Москву на дальнейшие конфликты. Но этого невозможно достичь, пока новые члены ЕС не получат весомых подтверждений того, что их интересы всегда будут считаться чрезвычайно важными. Истинная проблема не в том, чтобы избежать холодной войны, а в том, чтобы не позволить России превратить сам Евросоюз в пережиток холодной войны, заключает британская газета.

Швейцарская Le Temps в статье "Европа против большой русской игры" пишет, что ближайшие месяцы для России и ЕС обещают стать временем противостояния. Пожар в отношениях Брюсселя и Москвы разжигается авторитаризмом Владимира Путина и страхом, который он внушает бывшим странам-сателлитам СССР, и его все труднее потушить.

Итальянская La Repubblica указывает на то, что за бесчисленными жестами вежливости на деле скрывается глубокий кризис, сотрясающий отношения России и ЕС.

Американская The Wall Street Journal размышляет над тем, почему напряженность в отношениях с Россией сохраняется.

В момент, когда лидеры Евросоюза и России собрались на саммит, обещающий стать трудным, две основополагающих перемены гарантируют, что напряженность в отношениях с Западом еще какое-то время будет далека от разрядки. Первая перемена связана с новой решительностью Москвы, окрыленной экономическим бумом. Вторая - это крепнущая убежденность Москвы в том, что старые враги пытаются воспрепятствовать возрождению России, пишет издание.

По его мнению, отношения между Москвой и США, а также Евросоюзом сейчас самые плохие за весь период, начавшийся с краха СССР в 1991 году. В минувший четверг госсекретарь США Кондолиза Райс нанесла в Москву визит, чтобы разрядить напряженность накануне встречи президентов двух стран, которая должна состояться в июне. Российские официальные лица пообещали внять ее призыву и смягчить жесткую риторику, которой они придерживались в последние месяцы: в числе прочего звучали угрозы генералов перенацелить ракеты на Европу, напомнив о стиле холодной войны.

Но в то же время обе стороны отказались отступить от своих позиций по ключевым спорным вопросам: от размещения американского щита ПРО в Европе до сделанных в ООН предложений предоставить суверенитет сербскому краю Косово. За неприязненным отношением Москвы к Западу в последние месяцы стоит ощущение, что Вашингтон и его союзники пытаются сдержать Россию, вновь набирающую силу. Эту тему с удовольствием подхватили российские СМИ, контролируемые государством, в рамках широкой программы Кремля по использованию национализма как орудия, которое обеспечит общественную поддержку правящей элиты накануне декабрьских парламентских выборов, отмечает WSJ.

Немецкая Berliner Zeitung публикует интервью с Сергеем Марковым, главой Института политических исследований в Москве и членом Совета по внешней и оборонной политике.

Марков считает, что от проведения саммита отказываться было нельзя. "Я категорически не согласен с утверждением, что российско-европейские отношения находятся на низшей точке, они развиваются очень динамично. Все больше россиян отправляется в Европу, все больше европейцев – в Россию. Россия и Евросоюз почти по всем вопросам занимают сходную позицию, будь это терроризм, иранская атомная программа или Ближний Восток. Но это нравится не всем. Определенные националистические группировки в ЕС – польские, эстонские, латышские - пытаются этому препятствовать. Как правило, речь идет об американских марионетках, и главной из них является Польша. Сегодня Польша – это скорее американский штат, чем член ЕС. Кроме того, мы хотели бы, чтобы были решены некоторые проблемы. Нам не нравится, что в ЕС русские заняли место негров и евреев", - заявил Марков.

"Мы готовы обсуждать наши внутриполитические проблемы, если при этом будет поднят вопрос о недемократических режимах в Латвии и Эстонии. Евросоюз слишком слаб для того, чтобы проводить единую внешнюю политику. Большинство стран хочет развивать отношения с Россией, а меньшинство пытается эти отношения подорвать", - считает политолог.